Петербургские ученые разработали и уже опробовали практически вечное дорожное покрытие. Биоасфальт не только не требует ремонта, но и обладает свойствами самовосстановления. Пробный участок на углу Северного и Тихорецкого проспектов простоял два с половиной года без единой трещины.
30 марта в НИИ физической биологии им. А. Усачева группа петербургских ученых под руководством доктора биологических наук Александра Капитонова отчиталась перед руководителями города и журналистами об итогах эксперимента по применению нового дорожного покрытия – «биоасфальта». Эксперимент был признан удачным, а новая технология перспективной.
А началась эта история в ноябре 2008, когда в дорожном хозяйстве Петербурга произошло малозаметное событие. Подряд на ремонт проезжей части участка Тихорецкого проспекта и части проспекта Культуры на участке от Светлановского проспекта до проспекта Луначарского, включая перекресток с Северным проспектом, был отдан малоизвестной на рынке компании ООО «КАП». Шума это не вызвало, в те времена крупные фирмы боролись за строительство КАДа, а сумма подряда была небольшая. Вдобавок место это считается для дорожных работ гиблым. Прямо под участком по заболоченным грунтам протекает коварный Муринский ручей, а на глубине 90 метров находится известный всем петербуржцам плывун, ставший в 1995 году причиной затопления двухкилометрового перегона метро «Лесная» - «Площадь Мужества». В общем, «КАП» конкурс выиграл.
В основе используемой компанией технологии лежит разработка коллектива петербургских ученых, получившая название «биоасфальт». Суть изобретения проста, как все гениальное – в стандартную асфальтобетонную смесь из инертных материалов (щебень, песок) и битума добавляются … бактерии – родственницы тех, которые применяются при устранении разлива нефти в Мексиканском заливе.
Микроорганизмы, известные как протеобактерии очень охотно питаются нефтесодержащими веществами (в данном случае битумом) и активно при этом размножаются, причем в условиях низких температур. Группа была выделена на основании анализа нуклеотидных последовательностей 16S рРНК и названа в честь древнегреческого бога Протея, умевшего менять форму по собственному желанию.
Но петербургские ученые пошли еще дальше. Они научили микроорганизмы не только есть битум, но и замещать его продуктами своей жизнедеятельности, которые по твердости и другим характеристикам оказались даже лучше самого качественного литого асфальта.
На практике это выглядит так: обработанная бактериями смесь укладывается стандартным способом с помощью асфальтоукладчика. Как только температура снижается до +15 градусов, бактерии начинают поглощать битум и размножаться. Процесс может идти вплоть до минус 27 градусов по Цельсию. Пока питательная среда (битум) есть, идет процесс замещения и обтекания гравия новыми структурами. Как только весь битум будет замещен биоасфальтом (на это обычно уходит около недели), и плотность новообразования станет 1,1 г/куб.см (плотность литого асфальта по ГОСТ 9128-97) процесс останавливается. Вернее замирает, ровно до того момента, пока плотность не снизится, например при появлении трещины. Как только у бактерий появляется возможность снова размножаться, они начинают заполнять образовавшиеся пустоты. Питательной средой в данном случае являются минимальные количества нефтесодержащих веществ, которых на наших дорогах всегда в избытке (капли масла, бензина, моющих реогентов и пр.).
Если при ремонте дорожного покрытия на стыке обычного и биоасфальта не поставить каменную перемычку, то замещение обычного покрытия его биоаналогом идет естественным путем со скоростью около 5,5 метров в месяц. Именно это сейчас происходит на Тихорецком проспекте по направлению от Северного проспекта в сторону Светлановского (на стороне парка Сосновка). В сухую ясную погоду на уровне улицы Веденеева можно наблюдать легкое различие в цвете дорожного полотна - биоасфальт чуть светлее.
Структура продуктов жизнедеятельности бактерий, выведенных петербургскими учеными, такова, что их колония развивается в горизонтальном направлении в 1000 раз быстрее, чем в вертикальном. Это напоминает рост кустарников, когда ветви со временем плотно переплетаются, а высота почти не увеличивается. Такое развитие микроорганизмов позволяет не беспокоится о возникновении бугров, а даже наоборот. Естественный износ верхнего слоя происходит как раз со скоростью около 5 мм в месяц и протеобактерии успешно этот износ восстанавливают. Колейность просто не успевает возникнуть.
А качество покрытия вы можете оценить сами, но помните, что Тихорецкий проспект – это одно из любимых мест гаишников, ловящих за превышение скорости
Зы: думаю, что невелики шансы пустить этот асфальт "в серию"
_________________ "Жгли, жгём и будем жечь!" (с) Святая инквизиция
BMW F-30 320ix 2012гв ГН О854КА** серебрянная блондинка
lovecudachi
04 апр, 2011, 8:49 Re: Вечный асфальт
С нами с: 24.04.2009 Сообщения: 5610 Изображения: 22
Откуда: Санкт-Ленинград
MYST писал(а):
Зы: думаю, что невелики шансы пустить этот асфальт "в серию"
Кто ж тогда в тендерах участвовать будет?
BEGEMOT
04 апр, 2011, 8:54 Re: Вечный асфальт
С нами с: 13.01.2010 Сообщения: 3395
Откуда: Севастополь
MYST писал(а):
Пробный участок на углу Северного и Тихорецкого проспектов простоял два с половиной года без единой трещины.
Вот что значит не воровать!!!
lovecudachi писал(а):
Кто ж тогда в тендерах участвовать будет?
Ответ:
MYST писал(а):
бактерии – родственницы
.....
НП
04 апр, 2011, 9:38 Re: Вечный асфальт
С нами с: 11.01.2008 Сообщения: 9356 Изображения: 15
Откуда: 99 RUS
Прочитал. В памяти как-то засвербило и я спросил Гугль Эта новость не так и нова, просто разные авторы предлагают несколько различные методики производства и укладки асфальта. Ниже приведу только один пример от 2007 года. Думаю, что эпитет "вечный" - это скорее гипербола, иначе по здравому рассуждению давно бы уже клали такой "вечный" асфальт, но не кладут...
На российских дорогах появится вечный асфальтРоссийские ученые, похоже, нашли решение одной из двух российских проблем: разработан новый вид асфальтового покрытия, который, как они уверяют, будет служить 10-15 лет - в десять раз дольше асфальта, применяемого на дорогах сегодня. Новое дорожное покрытие было вчера положено на тестовом участке на улице Волочаевская около дома 13.
Дабы опробовать его в самых жестких условиях, покрытие положили на проезжей части с трамвайными путями, чтобы трамваи создавали дополнительную вибрацию. Первые результаты мониторинга новой технологии подведут в марте. Тест будет пройден, если к этому времени дорожное полотно не смогут испортить ни трамваи со своей вибрацией, ни зима с перепадами температур (которые и являются одной из причин образования трещин), ни шипы автомобилей. Если новое покрытие покажет хорошие результаты, технологию будут внедрять повсеместно - вначале в Москве, а затем и по всей России.
«Новаторство этого покрытия заключается в том, что здесь применятся два вида асфальтобетона, причем один запрессовывается в другой, - пояснил «Газете» во время укладки асфальта гендиректор ЗАО «Асфальттехмаш», разработчика технологии, Михаил Мелик-Багдасаров. - Первый слой, вибролитой асфальтобетон, обеспечивает эластичность и трещиностойкость покрытия. Второй, высокощебенистый, высокую устойчивость к колее и шероховатость». Укладка асфальта происходит в два этапа: сначала укладывается вибролитой слой, а на него - высокощебенистый. Несмотря на усложнение работы, по времени она длится столько же, сколько и обычная укладка.
Не отличается от обычной новая технология и по цене - 800 рублей за 1 кв. м. «Все изготавливается из бытовых материалов: щебень, песок, минеральный порошок и битум. Мы просто нашли необходимую консистенцию», - говорит Михаил Мелик-Багдасаров. Единственное требование - очень ровное основание, для обеспечения гладкости которого иногда требуется подгрунтовка битумо-эмульсией.
В случае успешного завершения испытаний в дорожном строительстве России может произойти настоящая революция - фактически после перекладки асфальта финансирование ремонта дорог можно будет сократить в разы, перенаправив средства на строительство. Речь, между прочим, идет о немалых деньгах: так, в ноябре прошлого года по федеральной целевой программе было выделено на ремонт дорог 53 млрд рублей (более $2 млрд). Однако именно удешевление работ может стать причиной отказа от прогрессивной технологии: вряд ли чиновники и "дружественные" им дорожно-строительные компании откажутся "осваивать" такие бюджеты.
By Autoblog at 2007-09-16 23:49
Трис
04 апр, 2011, 10:01 Re: Вечный асфальт
С нами с: 24.02.2009 Сообщения: 428
Откуда: Москва
Простите, много букв, почитал по диагонали. Реальная ситуация с прошлой работы - мой бывший шеф, фантазер и затейник в области переработки нефтепродуктов. Рассматривал проект новаторской переработки мазута, получаемого из нефти. Есть технологии, вытягивающие из него порядка 40% дизельного топлива. Остальное - высококачественный битум для "вечного" асфальта. Цена его на западном рынке 200-300 долларов за тонну. Шеф пригласил на встречу одного старого знакомого, занимающегося поставкой битума на асфальтовые заводы Подмосковья. Я присутствовал. Человек сказал - "Ты верно держишь нас за идиотов, зачем нам вечный асфальт? Мы купим г@веный за 35$, дорожники его положат, а через год придут к нам и купят еще. Зачем отнимать кормушку у хороших людей?
MYST
04 апр, 2011, 10:41 Re: Вечный асфальт
С нами с: 27.05.2010 Сообщения: 1057 Изображения: 4
Откуда: СССР
Трис писал(а):
Простите, много букв, почитал по диагонали. Реальная ситуация с прошлой работы - мой бывший шеф, фантазер и затейник в области переработки нефтепродуктов. Рассматривал проект новаторской переработки мазута, получаемого из нефти. Есть технологии, вытягивающие из него порядка 40% дизельного топлива. Остальное - высококачественный битум для "вечного" асфальта. Цена его на западном рынке 200-300 долларов за тонну. Шеф пригласил на встречу одного старого знакомого, занимающегося поставкой битума на асфальтовые заводы Подмосковья. Я присутствовал. Человек сказал - "Ты верно держишь нас за идиотов, зачем нам вечный асфальт? Мы купим г@веный за 35$, дорожники его положат, а через год придут к нам и купят еще. Зачем отнимать кормушку у хороших людей?
......к стенке таких человеков
_________________ "Жгли, жгём и будем жечь!" (с) Святая инквизиция
BMW F-30 320ix 2012гв ГН О854КА** серебрянная блондинка
walex
04 апр, 2011, 12:58 Re: Вечный асфальт
С нами с: 29.12.2008 Сообщения: 714 Изображения: 0
Откуда: Санкт-Петербург - Феодосия
первоапрельская шутка
_________________ - Скажи, а можно я у тебя в программе больше не буду слышать двух слов: «мудак» и «херня»? - Нельзя. Слушай, если в эфир звонит полный мудак и несёт такую херню… (c) Квартет И "День Радио"
MYST
04 апр, 2011, 14:57 Re: Вечный асфальт
С нами с: 27.05.2010 Сообщения: 1057 Изображения: 4
Откуда: СССР
мэй би ))) а может и нет ))) давно же изобретены не стирающиеся шины и не рвущиеся колготки )) просто не выгодно их выпускать)) http://forum.alternative-view.info/topic_77/1 тут тоже нечто подобное говорили )
_________________ "Жгли, жгём и будем жечь!" (с) Святая инквизиция
BMW F-30 320ix 2012гв ГН О854КА** серебрянная блондинка
walex
04 апр, 2011, 15:45 Re: Вечный асфальт
С нами с: 29.12.2008 Сообщения: 714 Изображения: 0
Откуда: Санкт-Петербург - Феодосия
почитайте постскриптум в статье по ссылке, что Вы привели там все написано
_________________ - Скажи, а можно я у тебя в программе больше не буду слышать двух слов: «мудак» и «херня»? - Нельзя. Слушай, если в эфир звонит полный мудак и несёт такую херню… (c) Квартет И "День Радио"
den_s
04 апр, 2011, 15:58 Re: Вечный асфальт
С нами с: 09.07.2008 Сообщения: 23837 Изображения: 24
Откуда: Moscow
Вспомним, что говорил Остап Бендер про вечную иглу для примуса...
_________________ Денис - Эти там, те тут, а тех до сих пор никто ни разу. (C) ЧВС -
MYST
04 апр, 2011, 16:13 Re: Вечный асфальт
С нами с: 27.05.2010 Сообщения: 1057 Изображения: 4
Откуда: СССР
walex писал(а):
почитайте постскриптум в статье по ссылке, что Вы привели там все написано
....разул глаза и все равно туплю и не вижу там постскриптум
_________________ "Жгли, жгём и будем жечь!" (с) Святая инквизиция
BMW F-30 320ix 2012гв ГН О854КА** серебрянная блондинка
НП
04 апр, 2011, 16:34 Re: Вечный асфальт
С нами с: 11.01.2008 Сообщения: 9356 Изображения: 15
Откуда: 99 RUS
MYST писал(а):
walex писал(а):
почитайте постскриптум в статье по ссылке, что Вы привели там все написано
....разул глаза и все равно туплю и не вижу там постскриптум
Цитата:
P.S. Как правильно догадалось большинство - этот материал является первоапрельским плодом фантазии редакции "Водителя Петербурга" - мечтами о лучшем. Спасибо всем, кто посмеялся вместе с нами.
MYST
04 апр, 2011, 20:27 Re: Вечный асфальт
С нами с: 27.05.2010 Сообщения: 1057 Изображения: 4
Откуда: СССР
вот я дурья башка
_________________ "Жгли, жгём и будем жечь!" (с) Святая инквизиция
BMW F-30 320ix 2012гв ГН О854КА** серебрянная блондинка
walex
04 апр, 2011, 22:22 Re: Вечный асфальт
С нами с: 29.12.2008 Сообщения: 714 Изображения: 0
Откуда: Санкт-Петербург - Феодосия
не стоит так переживать все дело в том, что ps появился немного позже самой публикации.
_________________ - Скажи, а можно я у тебя в программе больше не буду слышать двух слов: «мудак» и «херня»? - Нельзя. Слушай, если в эфир звонит полный мудак и несёт такую херню… (c) Квартет И "День Радио"
Александр К
06 апр, 2011, 10:02 Re: Вечный асфальт
С нами с: 13.11.2008 Сообщения: 4023 Изображения: 10
Откуда: Москва-Белгород-Днепропетровск
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения