Волгоград-Изварино-Запорожье-Белая Церковь-Бердичев-Днепропетровск-Волгоград 24.08-29.08.2011
Выезд из Волгограда в 4.30 в среду 24.08.2011. Неделей раньше была приобретена в Волжском грин-карта на 15 дней 480 рублей. Пограничный переход Донецк-Изварино, прибытие 9.40, время прохождения 2.30. Прибытие в Запорожье - 21.00 (в 20.00 по местному времени). Время в пути – 16.30.
Предварительное изучение отчетов о поездках по Украине для выбора маршрута и погранперехода показало, что 90% отчетов отражают движение по направлению «Север(северо-восток) – Юг», при этом начальным пунктом является, как правило, Москва. Учитывая определенный дефицит на ресурсах сайта информации по направлению «Восток-Запад», посчитал, что сведения о настоящей шестидневной поездке с 24.08 по 29.08.2011 также могут кому-то оказаться полезными.
На мобильник сына, являвшегося основным водителем в этой поездке, из сети загрузили программу Navitel 5.0.0.1069 и бесплатные карты Украины для Навител от Travel gps (февраль) и первый раз в жизни продвигались по дорогам с навигатором, что облегчило выбор маршрутов и ориентирование в ходе поездки, но случались и отдельные накладки, нашедшие отражение далее. Промежуточные и конечный пункты маршрута по Украине были обусловлены целью посещения родственников, которых мои родители и я не видели более 20 лет, а сын не видел никогда (ему как раз 20), а также родного села мамы. Итак, в пятом часу утра выходим на третью продольную Волгограда и, еще в темноте, направо, на знакомую М-21, уходящую строго на восток к М-4. Видимо фактор знакомости трассы и сыграл роль усыпления бдительности, в результате попался на обычные штучки в виде неостановки на знак «Стоп» (белый с красным ободком) на Чернышковском посту и торжественного ознакомления на Тацинском посту с фото автомобиля на 236-ом километре трассы, с указанием скорости 132 км/ч. На обратном пути внимательно обозрели возможные места установки камеры, заснявшей авто пятью днями ранее сзади под углом 45 градусов, но ничего указывающего на искомое оборудование в пределах 235-237 километровых столбиков (район поворота на Вольно-Донское, это даже не Тацинский, а Морозовский район) не нашли. Вообще скорость, указываемая на фотографиях, вызывает большие сомнения, ведь в прошлом году там же мне показали фото со 122 км/ч, а уже в этом году сослуживцу на Морозовском посту - 112 км/ч, похоже оборудование определяет скорость с шагом 10 км (112, 122, 132), остальные значения скорости для него не существуют, либо инспектор, сидя на посту, сам набивает цифры скорости в компьютере, не сильно напрягая воображение.
При движении по приграничному российскому Донецку навигатор показывает прямо, а указатель направо, пошли по указателю, затем по своему наитию, решив, что попали на слишком большую объездную, свернули как бы на прямую дорогу, в итоге заблукали и двигаясь по асфальтовой, но абсолютно пустой дороге, петлявшей между холмами, обнаружили по навигатору, что идем непосредственно вдоль границы, находящейся в 100 метрах и, теоретически, можно обойтись без посещения официального пункта пропуска через границу, поскольку ни намека на заграждения и пограничников с собаками не было вовсе. По Донецку все-таки нужно ехать по указателям, так как на обратной дороге навигатор завел на дорогу, похоже аналог Арбата, где движение запрещено. Тем не менее в 9.40 прибыли на пункт пропуска Донецк-Изварино, встав двадцатой машиной в очереди.
Основное время перехода границы затрачено на продвижение этих 20 машин к шлагбауму, предваряющему въезд на таможенный досмотр. Причиной же, или узким местом (слабым звеном) затягивания общего времени перехода до 2 с половиной часов, стало медленная проверка документов российским пограничником в будке. На украинской стороне пограничник, опять-таки в будке, проверил наличие грин-карты и выдал иммиграционные карточки, которые мы по образцу, заранее распечатанному с сайта, быстро заполнили, проехали на украинский пункт досмотра, где даже не попросили открыть багажник, то есть украинцы работали быстрее, несмотря на выходной – праздник 20-летней незалежности Украины. По дороге на Луганск в Краснодоне опять заблукали в связи с несоответствием указателя и навигатора, но в этом случае нужно было ехать по навигатору.
Луганск прошли по двум улицам – Оборонной и Советской (Радяньской). В районе домов 60-64 по Советской находится, похоже, центр города – парк с фонтаном, множество банков, красивые здания сталинского периода со шпилями, есть смысл выйти из машины хотя бы на 15 минут прогуляться, возможно купить или (на обратном пути) сдать гривны.
В целом Донбасс (от Луганска до Донецка украинского) оставил впечатление очень загруженных, в основном, с одной полосой в каждую сторону дорог с большим количеством пересекаемых городков, перекрестков, поворотов и инспекторов ДПС, в то время как в центральной Украине последних практически не видели. В одном из таких городков – Перевальске, я на перекрестке из левого ряда, предназначавшегося для движения влево, пошел прямо и правее за фурой, поскольку этот левый ряд располагается как раз напротив единственной полосы встречного движения, чем вызвал неподдельную радость у сидевших в жигулях прямо за интересным перекрестком инспекторов ДПС. Будьте внимательны, Перевальск находится в 47 км юго-западнее Луганска. Донецк украинский прошли по шикарной, но уж очень загнутой объездной, продолжением которой, согласно карте и навигатору, является трасса Донецк-Запорожье Н-15.
Но плавно вкатиться в искомую трассу не удалось, выход на трассу закрыт из-за ремонта моста и части дороги, пришлось возвращаться в Донецк и, пусть не с первого раза, но попасть-таки на Н-15 по улице Петровского и поселок Марьинка. Дорога Донецк-Запорожье Н-15 с одной полосой в каждую сторону показалась незагруженной (возможно вечер, выходной) и напоминает М-21 (прямая, равнинная).
Квартира брата отца прямо на въезде в Запорожье и мы, наконец, у гостеприимных родственников за столом.
Выезд из Запорожья в 10.00 в четверг 25.08.2011. Прибытие в Белую Церковь – 18.00 . Время в пути – 8.00.
Утром, 25.08.2011, предварительно заехав в супермаркет с крупной надписью «Цiлодобово», то есть круглосуточно, и оставив отца с его братом на даче на правом берегу Днепра, в 10.00 выдвигаемся на Белую Церковь к родственникам мамы по отличной трассе с разделительной полосой Запорожье-Днепропетровск, но до последнего не доезжаем, свернув на Соляное и выходим на трассу Е-50 (М-04). Однако в месте, где Е 50 уходит направо мы продолжаем, возможно потому что асфальт в Днепропетровской области зеленый, нестись прямо, оказавшись на дороге в Кривой Рог Н-11. Дабы исправить ошибку через 25 км уходим направо на Щорск, при этом зеленый не только асфальт, но и всё вокруг, так что деревья порою сходятся над головою, образуя подобие арки, и фурам приходится раздвигать сплошную зеленую завесу.
В Знаменке развилка и двигаться на Белую Церковь можно либо по короткой дороге через Смелу и Кагарлык, либо по длинному, но, вместе с тем, по данным навигатора, более быстрому пути через Кировоград (по объездной) и Умань. Выбрали быстрый и не разочаровались, дорога от Знаменки до Умани незагруженная, немного населенных пунктов,
к тому же последний участок пути от Умани до Белой Церкви прошли по первому украинскому автобану Одесса-Киев.
Если сопоставить участок данной четырехполосной с разделительным барьером трассы от Умани до Б.Церкви с участком аналогичной трассы М-4 от Каменска-Шахтинского до Ростова, сравнение будет не в пользу М-4 в силу менее качественного дорожного полотна и высокой загруженности вереницами фур. В целом разрешаемая украинскими правилами на дорогах, имеющих разделительную полосу, скорость 110 км/ч плюс ненаказуемые 20 км/ч сверху, во многом делают поездки по Украине приятными и неутомительными, поскольку участки четырехполосных дорог с травяной разделительной полосой встречались здесь достаточно часто, хотя наш маршрут пролегал, главным образом, по второстепенным дорогам. Кроме того, ласкают слух систематические объявления навигатора вроде: «Осторожно, через 1 км 500 метров ограничение скорости 110 км/ч». Навигатор вывел четко к дому родственников в Белой Церкви, где нас ждал радушный прием.
В первой половине следующего дня, 26.08.2011 побывали на даче у родственников,
а также в городе, где увидели католический костел, где сегодня располагается органный зал,
православный храм,
посетили дендропарк «Александрия», расположенный на протекающей через Белую Церковь реку Рось.
Во второй половине дня переехали в Бердичев, находящийся в 130 км от Белой Церкви, дорога – обычная двухполоска, этот путь мы проделали ведомыми.
В Бердичеве дом родственников находится рядом с вокзалом и автовокзалом.
И вечером и утром следующего дня бродили по этому старинному городу с двоюродной сестрой в качестве непрофессионального, но очень эрудированного и любящего свой город экскурсовода.
А в этом действующем по сей день католическом храме венчался Оноре де Бальзак
Вместе с подъехавшими в Бердичев родственниками выехали на трех машинах в село в 35 км от Бердичева. Посетили могилы. Рiдна хата стоит сегодня пустая.
За стол сели в хате родственников. Всяка живность кудахчет, мычит, хрюкает, как в старые добрые времена,
и вернулись в Бердичев.
Выезд из Бердичева в 05.00 в воскресенье 28.08.2011. Прибытие на дачу под Запорожьем – 14.00. Время в пути – 9.00.
Выезжаем из Бердичева затемно, навигатор ведет на объездную Винницы, которую проходим в 6.00.
В 43 км на юго-восток от Винницы проезжаем Немиров, оставляя справа освещенный восходящим солнцем старинный храм необычной архитектуры, возможно католический. Жалею, что не остановились и не сделали фото. Слева оставляем знаменитый спиртовой завод. Умань проходим в 8.00, Знаменку в 11.00 и к двум часам подъезжаем к даче на Днепре, где находятся отец и его брат. Затем вдвоем с сыном по арочному мосту едем на остров Хортица, где воссоздана деревянная Запорожская Сечь и построен музей казацкой славы.
Возврат на дачу, где уже готовы шашлыки, баня
и спуск к Днепру, что чуден при тихой погоде
Выезд из Запорожья (дача на правом берегу в Отрадном) в 4.40 (по украинскому времени) в понедельник 29.08.2011. Пограничный переход Изварино-Донецк, прибытие 12.50, время прохождения 40 минут. Прибытие в Волгоград – 20.30 (по волгоградскому времени) . Время в пути – 14.50.
С дачи, находящейся недалеко от трассы Запорожье-Днепропетровск, поворачиваем направо и идем в Днепр (выбрали маршрут минуя украинский Донецк). В утренний непроснувшийся Днепропетровск въезжаем в 5.30 и быстро проходим.
Дорога до Павлограда - отличная четырехполоска, а дальше, практически до Донецкой области дорога очень плохая – двухполоска, колейность, бугры, много фур, загруженность значительно выше, чем на параллельной трассе Запорожье-Донецк, проходящей южнее. Вместе с тем, на дороге ведется бурная деятельность по строительству ещё двух полос дороги, так что в следующем 2012 году дорога между Днепром и Донецком, принимающими игры чемпионата Европы по футболу, скорее всего будет отличной.
Минуя Донецк, маршрут ведет нас на северо-восток в Луганскую область, где на одной из шахт, видим большую звезду - до сих пор не убрали, правда на фото видна нечетко, но в действительности есть.
Проходим Луганск и вот уже в 12.50 Изварино, перед нами всего 7 машин, в результате проходим границу за 40 минут.
Датчик бензина мигает и пищит, заходим на первую заправку Лукойл слева от дороги. Заправка необычная, сначала платишь, потом вставляешь пистолет, а не наоборот, шланги длинные метра по 4, народ льет в основном в канистры и не только. Так, когда мы въезжали на заправку, два мужика заливали бензин в какую-то воронку в багажнике ЗАЗ-Таврия. Мы залили в бак 52 литра, и, уезжая, заметили, что в бездонную емкость где-то под «Запорожцем» по прежнему лился бензин. Ну а нам и 52 литров заведомо хватит до Волгограда. Далее по знакомой М-21, увы всего лишь двухполосной, без приключений добираемся до Дона,
а значит до Волги осталось всего 80км.
Совсем немного по сравнению с пробегом в 4000 км, сделанным за 6 незабываемых дней.